Наша редакция взяла интервью у Валерия Афанасьева – участника Зала Славы СПбХЛ, президента хоккейной школы «Красная Звезда».
- Кандидат в мастера спорта
- Тренер Высшей категории
- Победитель Кубка «Газпром нефти» 2009
- Победитель Кубка Мира в Чехии (2012) и Бостоне (2014)
- Чемпион Кубка Президента в Чикаго 2010
- Чемпион Кубка Скандинавии в Линчёппинге 2013
- Неоднократный победитель Кубка и Первенства России (Регион Северо-Запад) 2008-2014
- Победитель Кубка Пучкова 2013
- Тренер молодежной сборной Мексики (1996-2001)
- Тренер ХК СКА Санкт-Петербург (2002-2005)
- Тренер ХК «Серебряные Львы» Санкт-Петербург (2005-2013)
- Главный тренер ХК СКА-Стрельна 2006 (2014- по настоящее время)
Юношество
— Валерий Васильевич, как вы стали заниматься хоккеем?
— Всё очень просто. Я жил в Выборгском районе прямо у стадиона «Светлана». Зимой, когда на нём заливали лёд, я перелезал через забор и играл в хоккей, а летом — в футбол. И так до 11 лет. В то время меня не тянуло ни к чему так, как к спорту. Учиться особо не хотелось, приходил со школы и сразу убегал на стадион до самого вечера. Мама очень ругалась, но ничего не могла с этим поделать. У меня всё было связано с хоккеем и футболом. Так изо дня в день протекал мой быт.
— Вы играли за местную команду — «Светлана». Вам нравилось?
— Да, карьера складывалась в «Светлане» неплохо и мы выступали хорошо, попадая в тройку в чемпионате Санкт-Петербурга. Нас тренировал Алексей Николаевич Галушкин. Безусловно, в то время у кого был искусственный лёд — это СКА и «Ижорец», они занимали 1-2 места, а мы соперничали с «Большевиком» и «Мясокомбинатом» за третье место в первенстве города. В 12 лет на меня обратил внимание тренер «Ижорца» — Поливнев В. С.. Пригласил в команду и я согласился.
Приходилось ездить каждый день в Колпино на электричке, а возвращаться около 1 часу ночи. Но это того стоило! Важно было тянуться за более профессиональными игроками, теми, кто уже с самого детства получал тот хороший опыт на искусственных площадках. Мы играли на первенстве СССР, ездили тогда в Латвию и по всей России.
— Кто были вашими кумирами в то время?
— Кумиром у меня был Владимир Крутов. Очень нравилось смотреть за ним, за его креативностью, как он играет в хоккей. Поэтому я выбрал 9-ый номер. И мои дети играют тоже под этим номером, так уж сложилось в нашей семье.
— Вы два сезона провели в составе взрослой команды ХК «Ижорец» в Высшей лиге (1994-1996). Кто вас пригласил в команду?
— Меня пригласил Пётр Владимирович Андреев. На то время была очень интересная команда — Евгений Белошейкин, Валерий Петров, Тихонов, Смагин, Ивакин. Было очень хорошее время. Многое у них удалось перенять.
Также, в заключительном для меня сезоне 1995/96, параллельно я играл на первенстве Санкт-Петербурга за «Большевик», где мы стали вице-чемпионами, а мне удалось расположиться на второй строчке среди бомбардиров после Николая Маслова.
Мексика
— Как вы решились на то, чтобы в 19 лет уехать в Мексику на долгий период жизни?
— Федерация хоккея Мексики прислала запрос в нашу страну и сложилось так, что предложили поехать туда мне. Это был 1996 год. В Санкт-Петербурге не всё так просто было — зарплата около 400 долларов. А там предложили в 4 раза больше. И, конечно, был огромный интерес поиграть там, развить хоккей и увидеть что-то новое. Не долго думая, я стал оформлять все документы. На это ушло полгода, но после всех обязательных процедур мне всё одобрили.
— Вы уже знали язык или пришлось изучать его с нуля?
— Языка я, конечно же, не знал. Пытался в Питере взять уроки испанского, но здесь с трудом это получалось. В Мексике меня сразу отдали в школу, чтобы обучить с английского языка на испанский. Английский я знал давно, учась до этого с первого класса в английской школе. На обучение испанскому у меня ушло два месяца. Я стал почти всё понимать, но общался более менее. Это было достаточно быстро, потому что на нашем языке там никто не говорил, а моя девушка приехала только спустя 4 месяца. Через год у нас в Мексике родился сын – Кристиан.
— Что у вас осталось в памяти самое запоминающее после 5-летней работы в Мексике?
— Наверное, всё-таки, как принимали. Встречали всегда с большим радушием. Мужская сборная Мексики состояла в основном из тренеров (американцы, немцы, канадцы), которые по работе переехали туда. У нас была дружная команда. И кто-то был на стадии перевода документов для получения мексиканского гражданства, а у кого-то уже оно было. В Мексике играть в хоккей могли себе позволить только обеспеченные люди, либо их дети. Например, среди моих воспитанников есть и артисты, и дети губернатора Мехико и т.д. Куда бы мы не приходили отдыхать – в клубы, рестораны – нас встречали с распростёртыми объятиями как, например, в фильме «Гол», где футболист Сантьяго Муньес ходил по таким местам, его встречали с открытыми дверями и всюду провожали. Вот и у нас так было. Мы через чёрный вход проходили на очень крутые дискотеки, занимали лучшие столы. Хоккеисты тоже умеют отдыхать в свободное от работы время.
— Было что-то ещё?
— Но и конечно работа с канадскими тренерами. Сборную Мексики тогда возглавлял Мишель Шарон, бывший тренер «Оттавы Сенаторз». Было очень интересно с ним поработать на протяжении двух лет. Каждое лето мы ездили на тренировочные сборы, на которых было огромное количество североамериканских специалистов и игроков НХЛ. Опыт, полученный от всех семинаров и сборов, был несоизмерим ни с чем другим.
Также я работал с Борисом Дороженко. Когда я вернулся в Россию, Борис уехал в США. Он известен тем, что воспитал Остона Мэттьюза — первого номера драфта НХЛ — 2016, который сейчас играет за «Торонто». Моя команда 1998 года рождения была на трёхнедельных сборах в Ванкувере, на которых нам удалось поработать с Остоном. Очень хороший парень с полнейшей самоотдачей. Никто и никогда не думал, что вырастет такая звезда.
— Какие команды вы там тренировали?
— У меня было несколько команд разного уровня – «3А», «2А» и «А». На «3А» я пробывал что –то одно, на «2А» что-то другое, а на самом слабом уровне занимались индивидуальной техникой. Прогресс был виден не сразу в работе, но работал я фанатично по 8-9 часов в день. Через 2-3 года мы приехали в Россию и обыграли СКА 86-ого года рождения. Мальчишкам было по 13 лет. Было очень почётно обыграть армейцев.
Мы с Борисом (прим. Дороженко) долго работали по одной и той же программе, уделяя большое количество времени технике катания, постоянно что-то придумывали, брали элементы из других видов спорта. Много уделяли общефизической подготовке.
— Сейчас любители хоккея сразу и не скажут об известном хоккеисте из Мексики. Когда, по вашему мнению, весь мир узнает о звезде НХЛ из этой страны?
— Тяжело сказать. Многие из моих игроков уезжали в США и Канаду учиться в университеты, но об их дальнейшей карьере мне сейчас не известно. Но одного из моих мексиканских игроков (прим. Брайан Бакстер Арройра Лопес) пригласил в ЦСКА Сергей Наильевич Гимаев. Он пол года играл в ЦСКА-2.
Мой сын наполовину мексиканец и сейчас играет в «Динамо» (Санкт-Петербург). Когда Крис играл в Финляндии, то на матчи приходили люди с сомбреро и болели за него. Его там позиционировали как мексиканца. Думаю, что скоро и на «Динамо» будут приходить в сомбреро (Смеётся).
«Серебряные львы»
— После возвращения в Россию, на какие недостатки вы сразу обратили свое внимание в детском хоккее?
— Вернувшись в Санкт-Петербург так сложились обстоятельства, что на пару лет я отошёл от хоккея. Открыл сеть мексиканских ресторанов «Tequilla Boom». Всё внимание было на этом проекте. Вместе со мной из Мексики приехали повара и в это время мой сын начал заниматься хоккеем.
Я сразу обратил внимание, как непрофессионально здесь работали тренеры. У них не было желания учиться и не хватало международного опыта, что немаловажно. Увидев всё это, я решил вновь заняться хоккеем. Возглавил команду своего сына – сначала это был СКА 1997 г.р., потом СКА ВНХ 98.
А в 2005 году совместно с Дмитрием Никитиным и Юрием Обороком мы организовали хоккейный клуб «Серебряные Львы». С этой командой мы прошли очень много. За 9 лет через наш клуб прошло около 60 мальчишек. Мы выступали по двум возрастам. В каждого игрока тренерский штаб вкладывал свою частичку и поддержку. Гимназия №56 открыла для нашей команды спортивный класс, где нам предоставлялись любые уступки и дополнительные занятия. Очень благодарны директору и всем учителям.
— Ваша команда очень много ездила в Северную Америку. Это приносило пользу игрокам?
— Да, мы возили ребят в США и Канаду, что несомненно дало свои плоды. У нас сформировалась система в двух команда 98-го года рождения, при которой игроки, кто посильнее на тот момент, играли на год старше, а те, кто физически не окреп — по своему возрасту. Так мы подтягивались к сильным чемпионатам (Москва, Урал, Поволжье) и в конечном итоге их обыгрывали!
В последний год мы очень сильно выступали. Мы смогли завоевать Кубок мира в Чехии, где были представлены лучшие команды своих стран.
— У вас много известных воспитанников, которые в ближайшее время могут занять лидирующие позиции в КХЛ, а в будующем и в НХЛ. Какой по вашему мнению оптимальный возраст игрока для отъезда за океан?
— Очень сложно сказать. Можно уехать в 15 лет, попасть к своему тренеру, который тебя будет уважать, ценить и раскрывать в тебе самые лучшие качества. А можно «обжечься», попасть к тренеру, который ненавидит русских или пропагандирует другой хоккей. Вот Александр Алексеев (прим. игрок «Вашингтон Кэпиталз») , один из немногих, которому повезло с тренерами. Он адаптировался к Северной Америке.
— Спрашивают ли у вас советы ваши воспитанники по поводу дальнейшей их карьеры?
— Очень редко. Ребята уже все взрослые и у каждого есть агент, которого они слушают.
СПбХЛ
— Вы играете в СПбХЛ с самого первого сезона. Как изменился любительский хоккей в нашем городе?
— Когда Лига только образовалась, команд было мало. Из известных помню: «Компрессор», «Паллада», «Титан». Но то что сейчас – это конечно фантастика. Мы, наверное, спокойно займём первое место в мире по количеству участников и команд в одном регионе. Такого нету нигде среди взрослых первенств. То, что сейчас у нас — бум хоккея.
— В прошлом сезоне, по вашему приглашению, в наш город приезжала сборная Колумбии и провела серию товарищеских матчей против команд СПбХЛ. Положительно ли на колумбийцах сказался данный подготовительный лагерь?
— Да, на нас в феврале вышли ребята из Латинской Америки по инлайн-хоккею. Они комбинируют роликовый хоккей и хоккей на льду. У них было желание приехать на сборы перед поездкой на чемпионат мира по инлайн-хоккею, который проходил в Барселоне. Была проделана продуктивная работа, в рамках которой были сыграны товарищеские матчи с командами СПбХЛ. Лига профессионально провела эти матчи: была статистика, интервью, видео и фото. Все остались очень довольны и обязательно приедут на следующий год.
— Интересен ли данный «эксперимент» для сборных других латиноамериканских стран?
— Да, помимо Колумбии, мы сейчас общаемся с мексиканцами, которые также проявляют желание приехать в Санкт-Петербург. Они знают, какой уровень у нас здесь, и хотят лично всё попробовать.
— Сейчас всё больше говорят о турнирах 3х3 по хоккею. Ваше отношение к данному формату?
— Формат 3х3 очень интересен. Если мы посмотрим, насколько он развит в Северной Америке, то у людей есть огромное желание играть. И у нас в ледовом центре площадка как раз подходит под игру 3х3 или 4х4. Это очень интересно и зрелищно. В два раза больше моментов, в два раза больше бросков. У нападающих увеличиваются шансы забросить шайбу.
— В системе «Красной Звезды» в СПбХЛ представлена команда в дивизионе «Премьер» и команда, состоящая полностью из новичков-любителей. Есть ли в перспективе желание создать женскую команду?
— Да, действительно, у нас есть 2 команды, одна из которых заявлена в «Премьере», а вторая в «Red Star Старт». Про женскую команду тяжело сказать. Планов пока таких нет. Девушек сейчас не такое большое количество желающих и у меня самого очень скептическое отношение к женскому хоккею.
— Валерий Васильевич, спасибо большое за интервью! Есть ли у вас пожелания для всех игроков Лиги?
— Играйте в свободное время в хоккей! Приводите своих детей, чтобы у нас было больше чемпионов, больше воспитанников, которые будут играть и в СКА, и в сборной России, и в НХЛ. Квалифицированных специалистов в нашем городе имеется значительное количество, поэтому не бойтесь передавать своих сыновей в хорошие руки.
Комментарии: