Наша редакция взяла интервью у Евгения Нефёдова – участника Зала Славы СПбХЛ, главного тренера и капитана ХК «Tigers», основателя школы повышения хоккейного мастерства «Tigers Hockey School».
«Хотите в команду мастеров? Тогда вот вам контракт 15 000 рублей в месяц»
— Евгений, во сколько вы решили пойти в хоккей?
— Я встал на коньки поздно — в 9 лет. Отец подарил на день рождения пластиковые «Динамо», у которых еще валенок вытаскивался, и я в тот же вечер погнал во двор. Я к тому времени успел позаниматься по году футболом, баскетболом и волейболом. Мне все легко давалось, но как это часто бывает у детей, как только тренер начинал требовать выполнения рутинных упражнений — я закатывал дома скандал, выбрасывал футбольные кеды с балкона и наотрез отказывался идти на тренировку. Погоняв шайбочку три месяца во дворе, я как-то увидел в газете объявление, что хоккейная школа «Спартак» проводит набор. После чего упросил отца сводить меня на просмотр. Это был конец 90-х годов, детских команд в городе было штук 5 и на искусственном льду, по разным причинам, тренировались только ребята из СКА. Остальные же катались по сути только 3-4 месяца в году, когда позволяла погода. Поэтому разрыв между мной и парнями 3-4 звена был не такой большой и в команду меня взяли. Сейчас, конечно, такой вариант практически невозможен. И если ты поставил сына на коньки даже в 6 лет — нагонять уже надо очень и очень много.
— И как в дальнейшем сложилась ваша карьера игрока?
— Все годы я провел в «Спартаке». Сначала по детям. Потом была молодежка, а потом случилась темная история и хоккейный клуб высшей лиги «Спартак» прекратил свое существование. Хоккей в Питере тогда был в очень печальном положении. СКА был на последних местах в Суперлиге, зарплаты были смешными, о вышке и говорить нечего. Это в 2008 с созданием КХЛ и приходом денег «Газпрома» в СКА, началась «золотая эпоха», а до этого времени если ты не был топовым игроком — все было далеко не радужно. Чтоб вы понимали, по окончании молодежки мне и еще нескольким ребятам сказали: «Хотите в команду мастеров? Тогда вот вам контракт 15 000р в месяц без бонусов и права выкупа. То ли на 3 то ли на 5 лет. Точно уже сейчас и не вспомню». Отыграв на предсезонном турнире, мы с родителями посовещались и решили, что оно того не стоит.
— Получается потом был институт?
— Да. Но в Лесгафта я попал не сразу. Еще по ходу 11 класса меня и еще 3-х ребят из «Спартака» приглашали туда «без экзаменов». С условием, чтоб мы за них играли. Но родители отговорили и в итоге я поступил в СПбГУ на факультет психологии. А в Лесгафта по иронии судьбы я все же оказался. Но лишь через восемь лет.
— Играли за ВУЗ?
— О, это смешная история. Когда я учился на первом курсе, форма у меня в буквальном смысле сгнила на балконе. Я тогда играл в музыкальной группе на ударных и, как вы понимаете, было особо не до хоккея. Я оставил баул на открытом балкончике. И забыл про него. Потом пошел снежок и вспомнил я про него только когда на балкон из-за выпавшего снега было уже не выйти. Ну в общем разгребать было лень и я решил дождаться оттепели. Что стало по весне думаю, вы понимаете. Но потом внезапно у СПбГУ появилась команда. Выбили лед и нас позвали поиграть за универ. Тогда в городе были две исторически сложившиеся сильные команды «Лесгафта» и «Лесопилка», а остальные, типа нас, Политеха или Горного, приезжали на игру в 8-9 человек, просто потому, что больше хоккеистов в этих ВУЗах не было. Так или иначе, мы вроде даже заняли третье место на первенстве ВУЗов. Параллельно я еще начал играть за сборную СПбГУ по Флорболу, и там мы взяли уже серебро. Но главное, что таким образом я вернулся в хоккей — уже любительский.
«К 27 годам ты должен либо умереть, либо записать свой первый платиновый альбом и заработать миллион долларов»
— Вы упомянули, что играли на ударных в музыкальной группе. А как для себя вы открыли это направление?
— И как сложилась ваша музыкальная карьера?
— Как я и говорил, увлекся я серьезно. Старался заниматься каждый день над своей техникой. Получалось, разумеется, не каждый. Но на выходе я поиграл в двух группах. Один проект был мне особенно дорог. Мы играли такую смесь пост-гранжа и альт-рока на английском языке и с женским вокалом. Олимпийский конечно не собирали, но записали несколько альбомов и плотно бомбили с концертами.
— Почему не стали профессиональным музыкантом?
— Здесь как и в хоккее. Чтобы быть приглашенным профи нужно уметь сыграть если потребуется любой стиль и любой жанр. А для этого необходима мощная техническая база, на наработку которой зачастую уходят десятилетия. Ну а если ты идешь по пути скажем Нирваны или любой панк-рок банды восьмидесятых, то у тебя есть только два пути: К 27 годам ты должен либо умереть, либо записать свой первый платиновый альбом и заработать миллион долларов)). Ни то ни другое, у меня, честно, на тот момент не очень получалось, и тогда я решил круто все поменять и попробовать себя в растаможке. Но эта глава в моей жизни настолько скучная и настолько короткая, что о ней можно закончить на слове попробовал (улыбается).
СПбХЛ
— Какая была ваша первая команда в СПбХЛ?
— «Абордаж». Но это была даже не СПбХЛ. 2005 год. Короткий турнир из 5 команд на призы от компании офисной мебели «Кабинет». Именно в этой компании работал тогда бессменный и по сей день президент СПбХЛ Виктор Борисенков. И это просто была его инициатива замутить «турнирчик» для любителей. И к чему это в итоге всех нас привело?! (смеется). В 2006 году уже были 12 команд и турнир длился с зимы по весну. Вроде даже еще не было освещения в интернете и все постоянно друг у друга спрашивали сколько осталось матчей и какие перспективы. Вообще это было прекрасное время. Вратари сдавали абонемент наравне с полевыми. Только если ты был «тащилой» — тогда мог претендовать на бесплатное участие. Причем обязательно и в тренировочном процессе. Потому как опция «Вратарь за косарик» была тогда не доступна и если вара не приезжал на треню, то все бросали по пустым. Лишь потом спрос родил предложение, и у легендарного «Юрия Хоттабыча Петровича» можно было в срочном порядке раздобыть вратаря на треньку. И только потом технологический прогресс привел к появлению вратарского чата в «вотсапе». Ну а с сезона 07-08 уже начинает свое официальное летоисчисление первенство СПбХЛ.
— А как была основана команда «Tigers», тренером и капитаном которой вы являетесь?
— Команда Тигры была сформирована в 2012 году. В то время я уже активно занимался тренерской деятельностью. И помимо детей начал заниматься и с любителями. Был у меня один амбициозный ученик Юрий. И вот так тренировка за тренировкой, сами того не заметив, начали мы с «фонариков», а закончили любительской командой (улыбается). Как я и говорил проект был очень амбициозный. В первый же год мы участвовали в 5 турнирах (включая два международных) и все пять выиграли.
— Почему именно «Tigers»?
— Это тоже смешная история. Я тогда еще не думал о создании своей детской хоккейной школы, бренда «TIGERS», а был просто наемным тренером у которого появилась любительская команда. Ну а с чего начинается команда. Правильно. Со сплочения (хитро улыбается). Так вот шёл не первый час сплочения основного костяка команды и Юрию был задан вопрос: «А как команду- то назовем?». Ответа у Юры не было и он смущенно начал оглядывать стол и себя как будто в поисках ответа. И когда он дошел до своего плеча, на котором была выбита громадная татуха тигра… я по угару тыкнул в нее пальцем и крикнул, что мы будем тигры. Все поржали и сошлись на том, что это отличное взвешенное и мудрое решение.
— Расскажите, как складывалась жизнь хоккейного клуба «Тайгерс» за эти 7 лет?
— Ой. Было очень много всего. И хорошего и разного. Был период когда мы тесно сотрудничали с ассоциацией ветеранов боевых действий «Вымпел-В». На это время пришлась максимальная активность команды на международных турнирах. Мы были в Праге, Барселоне, Париже. Но особняком, конечно, стоят наши выездные турниры по США. В частности Майами и Калифорния. В рамках этих турниров мы поиграли на официальных аренах клубов Лос-Анджелес Кингс и Анахайм майти-дакс (STAPLES Center и Honda Center), посмотрели в живую матчи НХЛ и были в прямом и переносном смысле ограблены в Вегасе (улыбается).
— Какого вживую посмотреть матч Национальной хоккейной лиги?
— А какая жизнь в Америке?
— Мы были далеко не во всех городах. Но с точки зрения уклада и стиля жизни, отличия, скажем, даже между двумя курортными городами Майами и Лос-Анджелес громадное. А в Вегасе я вообще не понимаю как живут местные жители. Пройтись по улице дольше 10 минут даже после обеда вообще невозможно. Дышать нечем, дыхание схватывает и ты бежишь в ближайший торговый центр, казино или гостиницу под кондиционер. А за пять светофоров от центральной улицы начинается реальная пустыня. Но больше всего меня поразило, когда приземлившись, мы взяли такси до гостиницы, и везло оно нас… ровно 4 минуты. Я не утрирую. Это единственный на моей памяти город, построенный вокруг аэропорта. Ну а Нью-Йорк. Об этом можно отдельно целое интервью рассказывать, но, здесь я, пожалуй, на все 1000% соглашусь с фразой, что «Нью-Йорк- это не Америка, а Америка- это не Нью-Йорк».
— Как сейчас идут дела у «Тигров»?
— Сейчас любительский хоккейный клуб «Tigers» включает в себя три команды. И закрывает нишу любительского спорта в структуре школы повышения хоккейного мастерства «Tigers Hockey School«. Вообще конечно, иногда забавно бывает вспомнить прошлое, пересмотреть фотки. С чего все начиналось, как в самой СПбХЛ, так и жизни клуба. Но, оглядываясь назад, можно смело сказать, что проект успешный и что самое главное, все еще живой и движущийся вперед. За все время фактического существования любительского хоккейного клуба «TIGERS» (пусть иногда и под разными названиями) было завоевано более 25 призовых наград. Включая 12 первых мест. Клуб сейчас становится чем-то вроде небольшой второй семьи для его участников. У многих моих ребят из любительской команды подрастают дети и они доверяют мне их первые шаги в хоккее. Мы регулярно собираемся вместе поиграть в футбол, баскетбол или волейбол. Парни начавшие свой путь совсем недавно, имеют возможность расти и двигаться по вертикали хоккейного клуба. В общем жизнь в системе «Tigers» кипит каждый день.
— Есть ли у вас ученики, кем можете похвастаться? Или пока еще не выросли?
— Есть! В этом сезоне в Женской хоккейной лиге (ЖХЛ) команда «Динамо СПб» заняла второе место. В их составе была моя ученица — Маша Серова! Она большая умничка, но в следующем сезоне новые горизонты и новые достижения. Главное побольше уверенности, не боятся брать игру на себя и…делать домашку на ручки каждый день!
Сейчас подрастают перспективные ребята 2005 и 2006 годов рождения. Их имена, к сожалению, не могу сказать, потому что в их командах запрещено заниматься «подкатками» и нам, в буквальном смысле, приходится заниматься чуть ли не ночью, чтобы у ребят не было проблем. Тимофей Коробер и Егор Петров 2008 года сейчас играют в СКА и, по итогам сезона, они лидеры по статисткие своего года. А совсем юные звёздочки 2011-2012 г.р. — это Максим Николаев, Иван Вахнин, Ярослав Шефер. О них вы можете посмотреть в моем инстаграме.
— Какие планы на будущее?
— Хороший вопрос. Честно говоря, именно этот сезон получился самым насыщенным и тяжелым за последнее время. Главная причина — это то, что я сам вернулся на лед после по сути 3 лет паузы, связанной с хронической травмой колена. И после некоторых матчей, если честно, ловил себя на мысли, что лучше бы и не возвращался. Все-таки это печально, когда ребята которых 5 лет назад ты обыгрывал с улыбкой сегодня оббегают тебя по длинной. Поэтому наверное, ближайшие планы приехать из отпуска меньше чем +5 кг к опыту, а к старту следующего сезона запустить женскую команду (Тигрицы, Киски…название пока обсуждается). Тем более, что состав команды уже почти сформирован.
— Евгений, спасибо большое за интервью! Есть ли у вас пожелания для всех игроков Лиги?
— Получайте удовольствие от игры в хоккей! Относитесь друг к другу на площадке с уважением — всё-таки это любительский спорт, травмы никому не нужны. И приходите на торжественное закрытие сезона СПбХЛ! Будет много позитива!
Комментарии: