Роман Черников — защитник команд «Сталь», «Сталь-Тор». Он выступал за команды «Авангард-2» (Омск), «Металлург-2» (Магнитогорск), «Металлург-2» (Новокузнецк), «Ермак» (Ангарск), «Южный Урал» (Орск), «Капитан» (Ступино), «Сокол» (Красноярск) и др. В интервью пресс-службе СПбХЛ Роман рассказал о своем хоккейном опыте:
— Как хоккей появился в вашей жизни?
— Я родом из Ангарска, школа хоккея там хорошая. Среди воспитанников — чемпионы мира, игроки НХЛ. Например, Михаил Татаринов, известный своим мощным броском, чемпиона мира Александр Попов и др. Я в детстве занимался борьбой и хоккеем, но в итоге, выбрал второе. В городе был только открытый дворец. Зима наступала в конце октября и заканчивалась в марте, потом лёд таял. Сибирь, минус 30 градусов, но две тренировки в день мы не пропускали. Заматывались шарфами потеплее, ресницы слипались на морозе, 10 минут катались и 5 минут грелись. Классное было время. Когда всё стало разваливаться, я пробился в омский «Авангард», где провел 2,5 года. Мне было 15 лет, когда пригласили в магнитогорский «Металлург». Там я играл в Женей Малкиным, которого уже тогда называли хоккейным вундеркиндом.
Раньше не было МХЛ. В 16 лет я попал в Первую лигу. Сразу играл со взрослыми мужиками в команде «Мотор-2» (Барнаул). Потом перешел в «Сокол» (Красноярск), затем пригласили в новокузнецкий «Металлург-2», где были отличные условия для хоккеистов. Поездил по России и прошел определенную школу жизни.
— В основной состав какой-нибудь команды не удалось пробиться?
— Было сложно. Рад, что поиграл хотя бы во вторых составах. Когда возродили команду в Ангарске, я с радостью поехал туда. Мы сразу же завоевали бронзу Первой лиги.
— Когда завершили игровую карьеру?
— Завершил карьеру в 27 лет. Сломал ногу, восстановился и поехал играть на Дальнем Востоке. Там параллельно начал тренировать детей. Мой друг Женя Сафронов пригласил поработать тренером в Петербурге, я воспользовался этим шансом. Еще звали играть профессионально, но я уже поступил в университет им. П.Ф. Лесгафта, о котором мечтал, и втянулся в тренерскую деятельность.
— Почему решили стать тренером?
— Я хорошо контактирую с детьми, нравится постоянное развитие. Сначала работал в зале индивидуальной подготовки, а потом стал тренером команды «Адмиралтеец-2007». Меня позвал президент хоккейного клуба Кузьмин Илья Евгеньевич, настоящий профессионал и фанат своего дела. Мне нравится расти вместе с детьми, не сплю ночами, постоянно пересматриваю и анализирую их матчи. Приятно видеть результаты. Я много работал индивидуально с Никитой Калининым 2004 г.р., а сейчас он выступает в «СКА-Варягах» и привлекается в сборную России.
— Как пришли в любительский хоккей?
— Любительский хоккей — это отдушина. Здорово играть с ребятами, которые понимают этот вид спорта. Хоккейный мир маленький, все друг друга знают. Мне всегда в Питере везло с командами. Сначала с «Ространснадзором» стали чемпионами, с «Аэро Пулково» выиграли серебро. «Сталь» — классная команда. Я получаю огромное удовольствие на льду и в раздевалке. Нас тренирует Евгений Павлов, драфтованный командой НХЛ Boston Bruins. Самое главное в любительском хоккее — это коллектив и отношения.
— Вы выступаете в «Любителе» и в Чемпионате СПбХЛ среди бывших профессиональных игроков. В чем разница между этими дивизионами?
— Хоккей получается чуть-чуть другим. Разница в скорости, понимании игры. Зачастую в «Любителе» есть 2-3 лидера и хоккеисты очень хорошего любительского уровня. Бывают нестандартные решения, под которые нужно подстраиваться. В Чемпионате более привычно, спокойно делаешь свою работу — отобрал шайбу, отдал передачу, поддержал атаку и ничего придумывать не надо.
— Насколько трудны поражения и важны победы в любительском хоккее?
— Не люблю проигрывать, после поражения я долго отхожу и много анализирую. Но побеждать все время не получается. В прошлом сезоне Сергей Глезеров, которого я раньше сам тренировал, пригласил в команду «Энергия» («Любитель 3А»). Мы иногда выходили на лед вдевятером, было сложно, но стали чемпионами. Со «Сталью» в высшем дивизионе («Премьер») мы обыграли «Компрессор» и стали бронзовыми призерами.
— В этом сезоне у «Стали» пока игра не идет, команда в конце турнирной таблицы…
— Пока да, повлияла пандемия. Главное, дойти до плей-офф, а там мы выступим достойно и наведем шума (улыбается).
— А вы следите за командной и личной статистикой?
— Я люблю детали, поэтому постоянно на сайте СПбХЛ изучаю нашу статистику, смотрю на соперников. Кто лидер, у кого сколько очков, какой процент отраженных бросков у вратаря…в хоккее нет мелочей.
— Почему выбрали амплуа защитника?
— Мне всегда нравилась силовая борьба. В детстве у меня была кассета с силовыми приемами защитников. Раньше я жестко играл, лез в борьбу, но потом правила изменились.
— Вы не производите впечатления жесткого защитника на первый взгляд.
— На льду я совсем другой, чем в жизни. На первый план выходит спортивная злость.
— Как отдыхаете от хоккея?
— Езжу в отпуск. Спустя неделю уже начинаю скучать по работе с детьми и самому хоккею. Я все время в движении.
— Как изменился хоккей за последние 10-20 лет?
— Хоккей стал быстрее, броски сильнее, правила строже, экипировка все лучше. Хоккеисты играют за счет катания и мышления. Сейчас руками работают здорово, раньше такого не было.
— С кем бы вы сыграли в пятерке на условно выставочном матче?
— К себе в звено взял бы Дмитрия Браславского, тройка нападения — Сергей Тополь, Сергей Глезеров и Максим Еремин. У нас была бы пятерка для большинства — один защитник и четыре нападающих. На ворота бы поставил Дениса Некрасова.
— Чему вас научил хоккей?
— Умению находиться и общаться в коллективе, чувству взаимовыручки, которое переносится в жизнь. У меня много товарищей, с которыми когда-то делили ледовое поле. Хоккей воспитывает характер, потому что ты работаешь на морально-волевых качествах. Можно быть корявым и хромым, но за счет характера кем-то стать. Если ты трус или токсичный человек, то тебя не возьмут в команду. Важно быть отважным и постоянно прогрессировать. Я даже не представляю, какой бы была моя жизнь без хоккея.
Комментарии: